Ошибка операциониста. Кто отвечает и как вернуть деньги

Ошибка операциониста. Кто отвечает и как вернуть деньги

Вы принесли реквизиты в банк, операционист ввел по ним платежку и деньги ушли. Но оказалось, что при вводе допущена ошибка и они ушли не туда. Руководство банка не признает своей вины, деньги не возвращают. Довольно распространенная ситуация. Кто прав и виноват в случае ошибок операциониста и как вернуть деньги — в этой статье.

Почему банки часто не признают ошибок операциониста

Хотя это исключительное происшествие и, как правило, банки идут навстречу клиенту, пытаясь решить его проблемы, все таки часто они пытаются «свалить» все проблемы на его голову. И причин этому может быть несколько:

  • Работа операциониста — всего лишь техническая. Он не в праве принимать решение об отправке документа и в его задачу входит всего лишь его подготовка и ввод в электронный вид для того, чтобы его можно было в дальнейшем отправить.
  • Любой операционист допускает определенный процент ошибок. Они просто неизбежны. Задача автоматизированной системы выявить те из них, что поддаются выявлению (ошибки в номерах расчетных счетов, количество цифр в полях ИНН, КБК и т.п.). Остальные ошибки должен выявлять сам клиент, сверяя распечатку электронного документа со своими реквизитами. Говоря проще — ответственность за правильность введенных данных лежит на самом клиенте.
  • Попросту говоря, с операциониста нечего взять. Через их руки часто проходят значительные суммы и максимум, что можно с ним сделать — выгнать с работы. О перспективах взыскания ущерба через суд можно говорить в рамках другой статьи, здесь же уместно сообщить, что это мероприятие имеет малые перспективы.

Таким образом, формально обвинить операциониста и, что еще более важно для его начальника, самого руководителя вряд ли возможно. На практике даже при проведении внутреннего расследования шансов у начальства каким-либо образом их наказать очень немного.  Разве что «пострадавшие» сами признают свою вину и возьмут ее на себя. Опытные банкиры всегда сошлются на регламенты работы, на несовершенство системы контроля, на то, что «программа не выловила ошибок, а сами они не роботы и могут ошибаться». На самого клиента, который не проверил документ, в конце концов.

Как вернуть неправильный платеж

Поиск виновных, конечно, занятие увлекательное, но давайте обсудим как вернуть деньги. И здесь у клиента все очень плохо. Дело в том, что если деньги списались, значит формально документ прошел все проверки и считается правильным. То есть у него корректно заполнен номер расчетного счета, причем он коррелирует с БИК банка (контрольный ключ номера расчетного счета вычисляется принимая во внимание БИК). Если платеж налоговый, пошлина или комиссия, то в этом случае правильно заполнены дополнительные поля. То есть цифры могут быть любые, но их количество удовлетворяет программу.

Может ли банк послать письмо получателю с целью определить судьбу платежа

Может. Но на практике это почти бесполезно. Существующие электронные банковские форматы обмена информацией не предусматривают отправки сообщения с коррекцией «в догонку». То есть отправлять нечего и нет способа это сделать. Операционист может отправить письмо в простой свободной форме, но оно вряд ли будет учтено принимающей стороной. Просто потому, что в регламенте обмена электронными платежными документами такой способ общения не предусмотрен. Другое дело, если принимающий банк сам столкнулся с трудностями. Например, не все реквизиты с его точки зрения заполнены корректно. И, например, получатель имеет другой ИНН чем тот, что указан в платежке. Тогда он сам должен отправить запрос и в его ответе можно отправить правильные реквизиты.

Как быть, если указаны неправильные налоговые и бюджетные данные — КБК, ОКТМО и т.д.

В этом случае деньги поступают на счета Федерального Казначейства. Обратно они сами по себе отправлены не будут, никаких запросов в связи с ними тоже не поступит. Единственный правильный ход дела — от имени плательщика написать официальное письмо в Казначейство, с просьбой считать платеж с одними реквизитами платежом с другими реквизитами. В этом случае работники Казначейства переведут его со счета невыясненных платежей, где он может находиться теоретически бесконечно долго, на счет с правильными реквизитами. Можно попытаться и вернуть деньги. Но зная перспективы этого процесса и довольно длительные обстоятельства, им сопутствующие, операционист и работники банка будут пытаться полностью возложить всю ответственность за него на клиента. Тем более, что по их убеждению он и так ответственный.

Как вернуть деньги, если указан неправильный получатель (реквизиты получателя неправильные)

Одновременно самый простой и самый сложный путь.

Самый простой: если реквизиты получателя указаны неправильно (наименование, ИНН, КПП и т.д.), то банк получателя обязан выставить уточняющий запрос отправителю. Попутно поставить платеж на «не выясненные». Если пояснений не поступит — в течение 5 дней отправить его обратно. В этом случае клиент получит свои деньги.

Самый сложный: получатель указан правильно, вместе со всеми реквизитами. Но не тот, что нужно. Например, неверно выбран из базы данных. В этом случае деньги прямиком попадут на расчетный счет этого клиента. И уже ни банк отправителя, ни кредитная организация получателя не в праве будут их изъять. В этом случае необходимо плательщику уже обращаться с письмом к получателю. То есть к той организации или частному лицу, на счет которых зачислились деньги. И уже они будут рассматривать это письмо, определяя, стоит ли отправить деньги обратно. Зачисленные неверно из-за ошибки операциониста в банке.

Разделы
Поделись

Комментарии

Wordpress (0)